В рукописном журнале учащихся довоенной Ошмянской гимназии найдена
недавно интересная легенда о том, как был возведён Кревский костёл.
Записанная в 1928 году, легенда ожила вновь, как оживает время от
времени и сам костёл после многочисленных ударов судьбы.
Произошло это давным-давно, когда в Крево не было ещё ни церкви, ни
костёла. В те времена люди верили в силы природы, поклонялись деревьям
и камням. На одном из кревских холмов было возведено капище. Здесь
языческие священники проводили свои службы, принимали пожертвования от
местных жителей.
В те времена поселился в окрестностях Крево монах-отшельник.
Дни и ночи проводил он в постах и молитвах, славя Христа и святых.
Вместе с этим, доносил он слово Божье заблудшим язычникам, призывал их
присоединиться к вере Христовой.
Многим людям пришлись к сердцу слова проповедника. Всё чаще и
чаще собирались они, чтобы послушать его мудрые речи. А тропинки к
капищу тем временем всё больше и больше зарастали травой.
Не понравился такой поворот дел языческим священникам. Начали они
клеветать на отшельника, виня его во всех бедах и несчастьях. Но
напрасными были их старания: люди понимали, что беды и несчастья
сопровождали их и раньше.
Тогда сторонники старой религии решили сломать отшельника хитростью.
Они предложили ему доказать силу христианства чудом. «Сможешь своими
молитвами уничтожить наше капище - то мы и сами перейдём в твою веру»,
- с издёвкой сказали они. Отшельник же согласился, попросив на это
неделю времени. После он отдался молитвам, в которых просил Бога о
чуде. И как все удивились, когда на седьмой день беспрестанного моления
провалилось капище под землю, образовав огромную яму. Отшельник же,
благодарный Богу за содеянное, возвёл со своими сторонниками на том
холме костёл. И это был один из первых на землях Литвы католических
костёлов.
Неизвестно, на месте ли бывшего капища, но достоверно, что в
1387 году, через два года после подписания Кревской унии, появился в
Крево костёл св. Яна Крестителя. На самом деле, это был один из первых
католических храмов в Великом княжестве Литовском. Возведённый по
приказу Ягайло, Кревский костёл долгое время пользовался протекцией со
стороны королей, великих князей и иных феодалов. Есть сведения о том,
что в 1440 году по приказу великого князя Казимира Ягеллончика в
распоряжение Кревского костёла перешли фольварки Путилово и Лошки. В
1468 году Анна Готалтович с сыном Юрием выделили для него из своих
владений Бакшты и Кутышки. Кроме земли и крепостных, феодалы жертвовали
костёлу и денежные средства на поддержание здания в надлежащем
состоянии.
В 1636 году Кревский костёл был полностью перестроен. Новый храм, как и
прежний, был из дерева, но имел жестяную крышу. Здание венчал купол с
крестом. Внутри костёла имелись три алтаря. Рядом с храмом были
построены дом священника, школа, больница, которые так же принадлежали
ему.
Кревский костёл был для местных жителей не только местом проведения
богослужений. Он являлся важным очагом просвещения. Интересно, что в
конце Х VIII века в школе при костёле постигали науку представители
самых разных слоёв населения: здесь были дети крестьян, мещан, шляхты.
Помимо просвещения, костёл занимался воспитанием у верующих
патриотических чувств. Во время восстания 1831 года кревский ксёндз
Жилинский выступил перед жителями местечка с пламенной речью, призвав
создать отряд добровольцев, чтобы поддержать восставших.
Как раз в эти времена наступают для католического костёла в былой Речи
Посполитой мрачные времена: начался национальный и религиозный гнёт со
стороны царских властей. Новый каменный костёл, возведённый в Крево в
1850 году на месте старого, уже в 1866 году был закрыт, а позже
переделан под церковь св. Троицы.
Таким образом, в Крево во второй половине Х ІХ века были четыре церкви и ни одного костёла.
Однако оставались люди, преданные своей вере. И в 1906 году местные
католики добиваются восстановления своего прихода. Правда, вместо
здания бывшего костёла им предлагают один из хлебных складов на улице
Богдановской. Люди соглашаются и рядом с предложенным помещением
закладывают фундамент нового костёла. Прихожане, а их насчитывалось
около 6000, сами собирают средства на строительство. Всеми делами
руководит ксёндз Огановский.
Но не долго радовались верующие предоставленной им свободой: пламя І м ировой войны уничтожило то, что удалось сделать.
Погибла тогда и Троицкая церковь – бывший костёл. Осталась после неё куча кирпича и пепла.
Закончилась война, Крево поднялось из развалин. Как птица Феникс из
пепла, восстал и новый костёл. Возвели его в 1936 году на том же месте,
где он стоял на протяжении многих сотен лет. Деньги на строительство
опять собирали всем миром. В школьном музее хранится книга
пожертвований и расходов, которую старательно вёл ксёндз Чеслав
Кардель.
Как и самый первый, новый костёл был построен из дерева. Создавая его
проект, архитекторы Стабровский и Нарембский старались соединить в нём
старые традиции зодчества с современными. Когда костёл был возведён,
специалисты находили в нём черты барокко, ренессанса и модерна.
На освещение костёла, которое произошло 7 октября 1936 года, собрались
не только кревчане, но и жители самых отдалённых уголков прихода. Такой
же наплыв народа наблюдался и 7 июня 1937 года, когда в храм вносили
икону Богородицы. В этот день старый образ, который после закрытия
костёла хранился в другом месте, получил новую корону.
Осенью 1944 года в Кревском костёле проводил свою первую службу белорусский патриот ксёндз Владислав Чернявский.
С приходом советской власти изменились отношения к религии. Вскоре
костёл в Крево был опять закрыт, а в 1961 году его переделали под
больницу. Исчезли живописные башенки, появился второй этаж, – и
примечательный архитектурный памятник превратился в обычное здание.
Однако покориться судьбе - не в традициях нашего костёла. И вот в 90-ые
годы ХХ века на многострадальном холме в Крево восстал новый, на этот
раз – каменный, красавец-костёл.